|
БАЛАЛАЙКА История балалайки
Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Инструмент придуман и распространен русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать" (в восточнославянских диалектах также – "шутить"), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках. Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века. В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента. Звучание балалайки Несмотря на не слишком громкое звучание, балалайка звонкая, ее звук мягкий, теплый. Огромным достоинством инструмента является большой спектр характера звучания акустики. На балалайке можно играть как искрометные веселые произведения, так и нежную, трепетную и камерную музыку. Звук получается из-за щипков струн – обычно на балалайке они должны быть гибкими и сильно натянутыми. Тогда музыкант зажимает нужный лад и щипает струну или по ней ударяет. Спектр музыкальных приемов, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, достаточно велик: пиццикато, которое может быть двойным или одинарным, бряцанье, вибрато, дробь, тремоло. Высота издаваемого звука регулируется зажимаемым ладом, его характер – исполнительским приемом. Балалайка – трехструнный инструмент. Нижние две струны издают звук «ми», расположенный в первой октаве. Верхняя струна соответствует звуку «ля» на кварту выше. Таким образом, диапазон балалайки лежит в промежутке от «до» четвертой октавы до «ми» первой октавы. Как устроена балалайка Самая первая, «деревенская» балалайка, устроена иначе, чем музыкальный инструмент, переработанный В. В. Андреевым. Он укоротил балалайки до шестисот – семисот миллиметров, расположил по корпусу несколько отверстий в форме звезды. Андреев предложил использовать для своей балалайки сразу несколько разных сортов дерева. Дека должна была быть выполнена из ели, а задняя часть изготавливалась из бука. Это позволило сделать звучание лучше, повысив резонансные свойства балалайки. Современная балалайка выглядит так:
Кузов/корпус, который включает в себя деку и сегментированную из отдельных фрагментов заднюю часть. На деке расположено окошко – это резонаторное отверстие – и панцирь. Панцирь есть не на всех инструментах – на детские балалайки его не устанавливают. Гриф с ладами. Головка с механикой и колками, предназначенными для того, чтобы настраивать инструмент. Репертуар Из народной музыки в профессиональное музыкальное общество балалайка пришла благодаря В. Андрееву и его коллегам. Это произошло после ее усовершенствования, примерно в конце девятнадцатого века. Теперь балалайка используется не только соло, но и в составе ансамблей и оркестров. Множество коллективов различных направлений часто используют звучание балалайки в своих выступлениях и на концертах. Если изначально репертуар балалайки не был так широк: чаще всего ее использовали для исполнения переложений из классической музыки, то рост ее популярности привел к появлению композиторов, создававших специально для балалайки произведения более крупной формы: концерты, сонаты, сюиты. Такую музыку создавали Ю. Шишаков, М.Ипполитов-Иванов, Ю.Речменский и другие. Приобретение былой популярности Был период, когда балалайку забыли, однако не все. Немногими крестьянами этот инструмент все так же использовался. Весёлые звуки трехструнного инструмента можно было услышать в некоторых избах. И произошло так, что эти звуки были услышаны молодым дворянином Василием Васильевичем Андреевым, когда тот проезжал по территории своего имения. Тогда молодой Андреев задумал популяризовать балалайку. Сначала, дворянин сам освоил игру на инструменте, затем, увидев в нем большой потенциал, решил довести звучание до совершенства. Василий Васильевич отправился прямиком в Петербург. Там он обратился за помощью к мастеру по скрипкам Иванову, попросив усовершенствовать звук балалайки. Мастер категорично отказался от просьбы. Молодой дворянин опечалился, однако вытащил недорогой ярмарочный инструмент и блестяще сыграл популярную народную песню. Иванов не смог устоять перед дворянином, его виртуозно игрой и дал согласие. Мастер долго и кропотливо работал, однако создал обновлённую и улучшенную балалайку. Андреев не остановился на достигнутом, ведь он непросто хотел изготовить более усовершенствованный инструмент, но вернуть его в лоно народа и распространить там. С тех пор, все солдаты, которые проходили службу, получали балалайку, которую могли забрать с собой, по истечении военной службы. Создание Великорусского оркестра Так игра на балалайке снова возродилась, распространившись ещё шире на территории всей России. Василий Васильевич не остановился на этом, он способствовал созданию целого семейства балалаек, имеющих различные размеры, согласно образцу струнного квартета. Чтобы воплотить идею в реальность, дворянин пригласил высококлассных мастеров-музыкантов. Изготовленные ними инструменты легли в основу Великорусского оркестра, позже объездившего многие страны мира. Оркестр занимался прославлением балалайки и русской культуры, да так, что Англия, США и Германия создали оркестры русских народных инструментов согласно образцу Великорусского. В начале работы оркестра Андреев самостоятельно участвовал в нем в роли музыканта, далее стал его дирижёром. Параллельно, Василий Васильевич играл сольно на собственных концертах, которые называли вечерами балалайки. Проделанная работа поспособствовала огромной популяризации балалайки как на территории России, так и за границей. Кроме того, Андреевым было воспитано большое количество учеников, старающихся изо всех сил популяризовать инструмент. Наиболее известный его ученик - Трояновский. В то время многими композиторами наконец-то был замечен древнерусский инструмент и он звучать в составе многих оркестров. Предшественницей балалайки была домра Во второй половине 17 века, вторым царем династии Романовых Алексеем Михайловичем был издан указ сжечь все гусли и домры. Второй этап - русские гусельники, распевавшие шуточные и сатирические песни. Зачастую они подвергались гонениям, что привело к полному исчезновению домры. На смену приходит треугольный прибор. Изначально двухструнный. Существует несколько теорий появления названия. Основная: слово пришло из тюркского языка, и первая часть "бала" переводится как "младенец". То есть играя на балалайке успокаивали младенцев. В начале 19 века балалайка практически исчезает. Воскресителем инструмента становится дворянин Василий Андреев. Усовершенствование произошло не сразу: скрипичные мастера стеснялись работать с инструментом, музыканты не знали, как его улучшить, а высший свет и вовсе презирал. Но с появлением ансамбля Андреевым - всё кардинальным образом изменилось. Впервые ансамбль прозвучал в 1888 году в Санкт-Петербурге перед императором Александром 3. Инструмент, изгнанный одним царем, был возвеличен другим. Начался новый путь развития: балалайка становится не только народным, но и концертным инструментом. Наше время Сейчас композиторы пишут для балалайки сложные произведения. Однако, профессиональных исполнителей небольшое количество. Народная музыка, к сожалению, интересна лишь малому кругу лиц. Из самых известных балалаечников на сегодняшний день можно выделить: В. Б. Болдырева, М. И. Сенчурова, Евгения Быкова, В.Н. Конова, А. А. Горбачева, а также Оркестр музыкальных инструментов имени Н. П. Осипова. Несколько фактов Единственный музей балалайки находится в Ульяновске. День балалайки официально появился лишь в 2008 году и отмечается 23 июня. Балалайка является одним из самых распространенных сувениров среди иностранных граждан. Инструмент часто упоминается в произведениях великих классиков: Л. В. Толстого, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и других. «Токийский балалаечный ансамбль» - музыкальный коллектив, играющий на русских народных инструментах в Японии. Инструмент имеет свою аудиторию в скандинавских и прибалтийских странах. Презентуется в основном оркестрами. Балалайка — это не просто музыкальный инструмент, это воплощение всех русских традиций, которые копились веками. В уголке быта «Храните люди старину» расположенном в Досуговом объекте п. Приобский (ул. Мира, 6). Вы можете познакомиться не только с этим предметом быта, но и увидеть много интересных экспонатов XVIII - XX веков. |